Курсовых систем
Индукционный датчик ИД-3 (рис. 4.22) служит для определения направления горизонтальной составляющей магнитного поля Земли и, следовательно, для измерения магнитного курса самолета, необходимого для коррекции курсового гироскопа.
Индукционный датчик состоит из следующих основных частей: чувствительного элемента /, подвески 2, корпуса 3, компенсационной камеры 4, крышки 5 и девиационного прибора 6.
Строгое горизцнтирование платформы чувствительного элемента 1 обеспечивается кардановой подвеской 2. Подвеска позволяет сохранить горизонтальное положение платформы при наклонах датчика до 15° в любую сторону. Подвеска крепится к крышке 5. Для уменьшения трения и застоя в осях кардановой подвески, а также для демпфирования колебаний платформы корпус датчика заполнен жидкостью.
Для поддержания постоянного давления жидкости при изменении температуры в пределах от —60 до +150° С служит компенсационная камера 4, размещенная в крышке 5.
Для устранения полукруговой девиации датчика на крышке 5 расположен девиационный прибор 6, по устройству аналогичный девиационным приборам совмещенных магнитных компасов.
Крепление датчика к самолету осуществляется тремя антимагнитными винтами, для которых в основании предусмотрены овальные отверстия. Они позволяют развернуть датчик в пределах ±20° при устранении установочной погрешности.
Коррекционный механизм КМ-4 (рис, 4.23) предназначен:
— для связи индукционного датчика ИД-3 с гироагрегатом ГА-1М;
— для устранения девиации и погрешностей дистанционных передач;
— для ввода магнитного или условного магнитного склонения в диапазоне ±180°;
— для индикации курса, выдаваемого индукционным датчиком.
Коррекционный механизм имеет следующие основные узлы:
— первый сельсин-приемник 1, ротор которого согласуется с положением чувствительного элемента датчика ИД-3;
— второй сельсин-приемник 2, предназначенный для передачи откорректированных сигналов курса на сельсин-датчик гироагрегата;
— лекальное устройство;
— отрабатывающий двигатель 4 с редуктором;
— механизм ввода условного магнитного склонения;
— корпус 6;
— кожух.
Сигнал с сигнальной обмотки индукционного датчика поступает на статор сельсина 1, который жестко укреплен в корпусе. ЭДС, индуктируемая в роторе этого сельсина, подается на усилитель (на канал КМ), а с него — на отрабатывающий двигатель. Последний
через редуктор отрабатывает ось ротора до положения, при котором ЭДС в роторе будет равна нулю. На оси ротора этого сельсина жестко закреплена стрелка 5, которая по шкале укажет значение компасного курса, выдаваемого индукционным датчиком.
С осью ротора сельсина 1 через лекальное устройство связан ротор сельсина 2. Статор последнего размещен в корпусе и электрически связан со статором грубого канала сельсина-датчика гироагрегата. При рассогласовании сельсина-датчика гироагрегата с сельсином-приемником 2 в роторе последнего индуктируется ЭДС,
5 |
14 |
которая подается на усилитель (на канал ГА). Усиленный сигнал поступает на двигатель гироагрегата, который через редуктор поворачивает статор сельсина-датчика гироагрегата относительно неподвижного ротора до согласованного положения. Устранение девиации и погрешностей дистанционной передачи сигнала курса от индукционного датчика к коррекционному механизму осуществляется с помощью лекального устройства.
Лекальное устройство имеет рычаг 7, качающуюся вилку 8 с роликом 9, лекальную ленту 3 с двадцатью четырьмя винтами, фрикционную втулку 11, на которой укреплен ротор сельсина-при — емника 2, и стальную ленту 12 с пружиной 13. Рычаг лекального устройства жестко закреплен посредством втулки на оси ротора сельсина-приемника 1. Ролик, прижимаемый пружиной 13 к лекальной ленте 3, катится по ее профилю,-заданному скобами двадцати четырех винтов, расположенных по окружности лекала через 15°. Таким образом, вращение ротора сельсина-приемника 2 относительно статора будет осуществляться как за счет вращения
оси ротора сельсина-приемника 1 при согласовании системы «индукционный датчик — коррекционный механизм», так и за счет профилирования лекальной ленты, по которой катится ролик.
Заметим, что при согласовании следящей системы «индукционный датчик — коррекционный механизм» ротор сельсина-приемника 2 за счет рычага 7 может поворачиваться относительно статора на угол от 0 до 360°, а за счет профилирования лекальной ленты — не более ±5°.
Механизм . ввода условного магнитного склонения позволяет приводить магнитный курс к истинному, условному или ортодроми — ческому. Для этой цели статор сельсина-приемника 2 с помощью кремальеры 14 можно разворачивать на необходимый угол от 0 до ±180° относительно неподвижного ротора. Величину’ введенного условного магнитного склонения можно прочитать по шкале коррекционного механизма против поворачивающегося индекса 15, используя при этом ее внутреннюю оцифровку. Коррекционный механизм закрывается кожухом, в котором имеются отверстия для подхода к регулировочным винтам лекального устройства.
Гироагрегаты (рис. 4.24) составляют основу курсовой системы. Они являются датчиками гирополукомпасного курса, а при работе курсовой системы в режимах астрономической или магнитной коррекции осредняют — курс, полученный от астрономического или магнитного датчика. Сигналы курса, снимаемые с каждого из гироагрегатов, поступают на указатели и потребители.
Основу устройства гироагрегата ГА-1 составляет астатический курсовой гироскоп, главная ось 1 которого расположена горизонтально.
Гироагрегат ГА-1 имеет следующие основные узлы: гироскопический узел I; механизм горизонтальной коррекции II; азимутальный широтный мотор-корректор III; двухканальный сельсин-дат-, чик IV; узел согласования по азимуту V; узел отработки гироскопа по крену VI; узел обогрева; корпус с амортизацией; кожух.
Основу гироскопического узла составляет электрический гиро — мотор. Ротор гиромотора помещен в корпусе 2, являющемся одновременно внутренней рамой карданного подвеса. Для удержания главной оси гироскопа в горизонтальном положении служит механизм горизонтальной коррекции, состоящий из чувствительного элемента —- маятникового жидкостного переключателя 3 и исполнительного элемента — реверсивного асинхронного двигателя 4, ротор которого укреплен на наружной раме карданного подвеса, а статор — на подвесном корпусе. Электрическая схема механизма приведена на рис. 4.25.
Ротор двигателя имеет три обмотки — одну основную 1 и две управляющие 2.
Основная обмотка (одна фаза) включена в электрическую цепь постоянно, а управляющие обмотки (другая фаза), включенные навстречу друг другу, подключены к соответствующим контактам жидкостного переключателя.
Жидкостной переключатель 3 является чувствительным элементом механизма горизонтальной коррекции. Он представляет собой сосуд, заполненный токопроводящей жидкостью, в которую помещены три контакта. Находящийся в сосуде пузырек воздуха одинаково перекрывает верхние контакты при горизонтальном положении переключателя.
Рис. 4.24. Гироагрегат ГА-1: I — гироскопический узел; II — механизм горизонтальной коррекции; III — азимутальный широтный мотор- корректор; IV — двухканальный сельсин-датчик; V «• узел согласования по азимуту; VI — узел отработки гироскопа по крену; /—главная ось гироскопа; 2 «=- внутренняя рама гироскопа; 3 — жидкостной переключатель; 4 —- двигатель; 5 — мотор отработки; 6 электромагнитная муфта |
К среднему контакту переключателя подведено напряжение переменного тока, а к двум крайним контактам подключены управляющие обмотки коррекционного мотора.
Жидкостной переключатель укреплен на внутренней раме гироскопа и управляет токами в обмотках коррекционного мотора следующим образом. Когда главная ось гироскопа расположена горизонтально, воздушный пузырек перекрывает одинаково оба электрода. Проводимость при этом будет одинакова, а токи в управляющих обмотках равны, но направлены в противоположные
стороны. Поэтому момент горизонтального коррекционного мотора будет равен нулю.
Если ось гироскопа отклонится от горизонтального положения, то жидкостной переключатель также выйдет из горизонтального положения, а пузырек воздуха в нем сместится. При этом один из контактов переключателя покроется жидкостью, а другой, наоборот, изолируется пузырьком воздуха от нее.
По управляющей обмотке мотора-корректора, соединенной с контактом, покрытым жидкостью, потечет больший ток, чем в обмотке, соединенной с контактом, изолированным от жидкости пузырьком воздуха. В результате неравенства токов в роторе мотора-корректора создается вращающееся магнитное поле, направление которого определяется наклоном главной оси гироскопа. Мотор-корректор наложит момент на ось внешней рамы гироскопа, который вызовет прецессию внутренней рамы к горизонтальной плоскости. Действие коррекционного момента прекратится, как только ось гироскопа и жидкостной переключатель займут горизонтальное положение. Чувствительность жидкостного переключателя составляет 5—10 угловых минут.
Азимутальный широтный мотор-корректор является исполнительным элементом механизма азимутальной коррекции курсового гироскопа. Механизм азимутальной коррекции предназначен для компенсации суточного вращения Земли. В основу устройства механизма положено также свойство прецессии. В гироагрегате ГА-1М внешний момент к внутренней оси гироскопа прикладывается с помощью электромотора, питание которого осуществляется напряжением, пропорциональным вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли. Напряжение питания
на мотор подается с пульта управления. Электрическая схема механизма азимутальной коррекции гироскопа прйведена на рис. 4.26. Она состоит из мостового датчика сигналов I, азимутального мотора-корректора III и термокомпенсатора II. Мостовой датчик сигналов расположен на пульте управления. Он предназначен для питания управляющей обмотки 5 мотор-корректора. Мостовой датчик имеет два потенциометра — широтный 2 и поправочный 3 и два
Рис. 4.26. Электрическая схема механизма азимутальной коррекции гироскопа: I — мостовой датчик сигналов; II термокомпенсатор; III — азимутальный мотор-корректор; 1 — подстроечный реостат; 2 — широтный потенциометр; 3 — поправочный потенциометр; 4 — добавочный реостат; 5 — управляющая обмотка двигателя |
реостата — подстроечный 1 и добавочный 4. Поправочный потенциометр служит для регулировки напряжения, подаваемого на управляющую обмотку двигателя при разбалансировке гироскопа в процессе эксплуатации. Он имеет на пульте управления шлиц со шкалой. Поворот шлица на одно деление позволяет компенсировать инструментальную погрешность гироскопа (собственный уход) за счет разбалансировки, равной ±2 град/ч.
Принцип работы широтного корректора сводится к следующему. При установке на пульте управления значения широты места самолета с движка широтного потенциометра 2 на управляющую обмотку 5 статора мотор-корректора подается соответствующее напряжение. Взаимодействие вращающегося магнитного потока статора стоками, наведенными в роторе, который расположен на горизонтальной оси гироскопа, создает момент, вызывающий прецессию гироскопа с угловой скоростью o)3sin ср. Чтобы исключить ошибки в коррекции, вызываемые изменением температуры внешней среды, питание на управляющую обмотку мотор-кор — рект’ора с мостового датчика подается через термокомпенсатор.
Двухканальный сельсин-датчик состоит из грубого и точного каналов. Грубый канал позволяет снять сигнал курса с точностью 45′. Совместная работа точного и грубого каналов позволяет повысить точность выдачи сигнала курса до 15′.
К грубому каналу можно подключить семь потребителей, к точному каналу — не более трех потребителей. Роторы грубого и
точного сельсинов закреплены на внешней раме гироскопа, а их статоры — во вращающемся корпусе на дополнительной раме.
Узел согласования по азимуту служит для осреднения курса, выдаваемого магнитным или астрономическим датчиком. Он состоит из отрабатывающего двигателя 5 с редуктором и электромагнитной муфты 6 (рис. 4.24). Работу узла рассмотрим для случая осреднения им магнитного курса. В этом случае отрабатывающий двигатель является исполнительным элементом дистанционной передачи курса от индукционного датчика на указатель. Если бы скорость этой передачи была мгновенной, то любое малейшее изменение магнитного курса, связанное с влиянием на чувствительный элемент кратковременных ускорений, крена и других причин, немедленно поступало бы на указатель, заставляя постоянно колебаться его стрелку (шкалу). Для исключения этого недостатка степень редукции от двигателя на статор сельсина-датчика взята, такой, чтобы обеспечить малую скорость согласования. Однако и очень малой скорость согласования брать нельзя, так как шкала (стрелка) указателя будет отклоняться от магнитного курса за счет скорости собственного ухода главной оси гироскопа в плоскости горизонта. Поэтому скорость согласования берут равной 2— 5 град/мин. Такая скорость согласования обеспечивает в прямолинейном полете, во-первых, устойчивое положение стрелки (шкалы) указателя магнитного курса, так как малые изменения магнитного курса не передаются на указатель («затухают» в редукторе), а во — вторых, за счет дистанционной связи сельсина-датчика гироагрегата с указателем рыскания самолета на курсе мгновенно передаются на указатель, то есть фактическое изменение курса регистрируется немедленно.
Таким образом, в результате работы узла согласования по азимуту на указатель поступает не мгновенное, а осредненное значение магнитного курса. Этот курс иногда называют гиромагнитным курсом (ГМК).
Аналогично работает узел согласования и при’связи с астрономическим датчиком курса. Электромагнитная муфта узла согласования служит для увеличения скорости согласования. При срабатывании муфты (кнопка согласования на пульте управления нажата) скорость согласования за счет изменения степени редукции от двигателя отработки на сельсин-датчик увеличивается до 10 град/с, то есть указатель будет регистрировать мгновенное значение курса, выдаваемое индукционным или астрономическим датчиком.
Узел отработки гироскопа по крену (рис. 4.27) предназначен для того, чтобы непрерывно удерживать плоскость измерения курса в горизонтальном положении. Это достигается за счет дополнительной рамы, в которой закреплена внешняя рама кардана. Поворот дополнительной рамы осуществляется за счет работы следящей системы «центральная гировертикаль — гироагрегат». Следящая система состоит из кольцевого потенциометра 1, расположенного на дополнительной раме 2 гироскопа, двигателя отра-
ботки 3 с редуктором 4, укрепленного на корпусе 5 гироагрегата, и потенциометра-датчика 6 углов крена центральной гировертикали.
При поперечных кренах самолета сигнал рассогласования снимается с потенциометра 1 гироагрегата, подается на вход усилителя и после усиления — на двигатель отработки 3 дополнительной рамы. Последний через редуктор отрабатывает дополнительную раму в сторону, противоположную крену, до согласованного положения с потенциометром центральной гировертикали. Скорость согласования не менее 20 град/с, пределы отработки угла крена
±55°. Таким образом, за счет применения узла отработки по крену гироскопический узел постоянно удерживается в горизонтальной: плоскости.
Для повышения работоспособности гироагрегата при отрицательных температурах в нем устанавливается обогрев с терморегулятором, который обеспечивает поддержание температуры под кожухом + 40° С при наружной температуре —60° С. Корпус прибора: закрыт кожухом, в верхней части которого имеется смотровое окно, предназначенное для наблюдения за отработкой гироскопического узла по крену. Здесь же нанесена стрелка с надписью «Направление полета», показывающая, в каком направлении необходимо ориентировать гироагрегат при установке его на самолет.
Указатель штурмана УШ-1 (рис. 4.28) предназначен для индикации курсов, пеленгов и углов разворота самолета; курсовых углов и пеленгов радиостанции; ввода магнитного склонения и
азимутальной поправки Аа, а также для выдачи сигналов курса потребителям.
Указатель штурмана — комбинированный прибор. Он имеет следующие основные узлы и механизмы: узел следящей системы курса, узел дистанционной связи с сельсином-датчиком радиокомпаса, узел выдачи сигналов курса потребителям, механизм ввода магнитного склонения.
Рис. 4.28. Указатель штурмана УШ-Ь 1 — сельсин-приемник; 2 — двигатель; 3 — курсовая шкала; 4 — кремальера; 5 —боковая шкала; 6 — подвижный индекс; 7 — бесконтактный сельсин-приемник; 8 — стрелка; 9 — сельсин-датчик; 10 — потенциометр-датчик |
Воспроизведение сигнала курса осуществляется следящей системой, в которую входят сельсин-приемник 1 указателя, один из каналов усилителя, отрабатывающий двигатель 2 с редуктором. Датчиком следящей системы является грубый канал сельсина-датчика гироагрегата. Ось рото’ра сельсина-приемника с помощью шестерен связана с курсовой шкалой 3 указателя, по которой против треугольного индекса отсчитывается курс самолета. В показания курса может быть введена поправка в пределах ±50° путем поворота статора сельсина-приемника с помощью кремальеры 4. Величину введенной поправки отсчитывают по боковой шкале 5 указателя против индекса 6, механически связанного со статором сельсина-приемника.
Узел дистанционной связи с сельсином-датчиком радиокомпаса состоит из бесконтактного сельсина-приемника 7, на оси ротора которого имеется стрелка 8, показывающая по шкале курсов пе-
ленг радиостанции, а по неподвижной шкале — ее курсовой угол. Статор сельсина соединен со статором сельсина-датчика радиокомпаса, образуя следящую систему, работающую в индикаторном режиме.
Выдача сигналов курса потребителям осуществляется на постоянном и переменном токе. Для этого в указателе имеется сельсин-датчик 9 и потенциометр-датчик 10. Ротор сельсина-датчика запитывается переменным, а обмотка потенциометра •— постоянным током. Со статора сельсина выдаются сигналы курса на переменном токе, со щеток потенциометра — на постоянном токе.
Погрешность выдаваемых сигналов курса 0,5° со статора сельсина-датчика и 2° —с потенциометра относительно показаний шкалы указателя.
Указатель УГА-ІУ (рис. 4.29) -—двухстрелочный указатель с размещенным в нем полупроводниковым усилителем — является вспомогательным прибором, позволяющим летчику или штурману определить необходимость коррекции • гироагрегата, работающего в режиме гирополукомпаса.
На стрелку «Г» указателя всегда выдается сигнал с того гироагрегата, который корректируется от индукционного датчика, т. е. гиромагнитный курс, а на стрелку «А» автономно поступает курс от астрономического курсового прибора.
Связь указателя с коррекционным механизмом сельсинная. Статор сельсина-приемника закреплен в корпусе указателя, ротор же установлен на оси, которая имеет стрелку «Г». Сигнал рассогласования снимается с ротора сельсина-приемника, усиливается в усилителе указателя и подается на двигатель, который через редуктор поворачивает ротор, а вместе с ним и ось до согласованного
положения. Для связи с астрономическим курсовым прибором указатель имеет сельсин-приемник, работающий в индикаторном режиме. На оси его ротора насажена стрелка «А».
Пульт управления ПУ-1 (рис. 4.30) предназначен для управления работой курсовой системы.
На передней панели пульта смонтированы:
— переключатель режимов работы с тремя положениями:
«МК» — статор сельсина-датчика гироагрегата корректируется от индукционного датчика; «ГПК» — гироагрегат работает в качестве гирополукомпаса; «АК» — статор сельсина-датчика гироагрегат’а корректируется от астрономического курсового прибора;
— задатчик курса; если необходимо развернуть шкалу указателя УШ-1 с большой скоростью, ручка задатчика поворачивается на угол больше 90°; для точной установки шкалы указателя ручка задатчика поворачивается на угол, меньший 90°;
— кнопка согласования для включения электромагнитной муфты узла согласования по азимуту;
•— рукоятка «Широта» для ввода географической широты места; шкала разградуирована от 0 до 90°;
— шлицы поправочных потенциометров со шкалами; поворот шлица на одно деление шкалы компенсирует инструментальную ошибку (собственный уход) гироскопа в среднем до ±2 град/ч;
— переключатель «Сев. —
Южн.» («Северное полушарие —
Южное полушарие»); при постановке переключателя в положение «Южн.» меняется фаза питания мостов широтной коррекции на 180°;
— переключатель «Осн. (основной) — Зап. (запасный)» служит для подключения указателей и потребителей сигнала курса к основному или запасному гироагрегату.
Ш
В отличие от пульта управления ПУ-1 на пульте управления ПУ-2 отсутствует переключатель «Осн. — Зап.» и один поправочный потенциометр.
Усилитель У-11 предназначен для усиления и преобразования сигналов тока, поступающих от следящих систем.
Блок-реле БР-1 служит для электрических соединений агрегатов и коммутации сигналов при работе курсовой системы в различных режимах.